Ростислав Янович Плятт (1908—1989)

Впервые Ростислав Янович Плятт и Фаина Георгиевна встретились на съемочной площадке комедийного фильма «Подкидыш» (1939). Они не были близкими друзьями, но их объединила общая работа над постановкой спектакля «Дальше — тишина» в театре имени Моссовета. Тысячи советских зрителей запомнили трогательную пожилую супружескую пару Куперов из этой постановки, вынужденных на закате жизни расстаться. Начиная с 1969 года, в течение тринадцати лет постановку «Дальше — тишина» сопровождал неизменный успех. По мнению актеров, театральных критиков и зрителей, пьеса с банальным сюжетом имела огромный успех только благодаря талантливой игре Плятта и Раневской. В 1978 году сняли телевизионную версию спектакля, благодаря чему его смогли увидеть и оценить миллионы телезрителей.

Биография

Ростислав Янович Плятт — советский актер театра и кино. Народный артист СССР (1961). Лауреат Государственной премии СССР (1982).

Родился Ростислав в Ростове-на-Дону 30 ноября (13 декабря) 1908 года. Отец — известный ростовский адвокат Иван Иосифович Плят, по происхождению «поляк, правда сильно обрусевший». Мать — Зинаида Павловна Закаменная — украинка, родом из Полтавы. Когда родился Ростислав, мать была уже больна туберкулезом легких и поэтому семья переехала в Кисловодск. Но через восемь лет мать умерла. Отец с Ростиславом вернулись в Москву. Через несколько лет отец женился во второй раз, у Ростислава появился сводный брат. В Москве отец Ростислава стал успешным адвокатом. Среди его клиентов были и работники театров, актеры, режиссеры. Тогда Ростислав познакомился с театральной средой, затем он всерьез увлекся театром. Он очень был увлечен МХАТом, системой Станиславского. При получении паспорта он, с учетом будущей актерской карьеры, изменил свои данные с «Ростислав Иванович Плят» на «Ростислав Янович Плятт» для благозвучности.

Ростислав учился в Москве на драматических курсах под руководством Юрия Завадского, с 1927 года работал в его Театре-студии. В 1936 году вместе с театром переехал в Ростов-на-Дону, где работал в Театре имени Максима Горького. В 1938—1941 годах, вернувшись в Москву, стал артистом Театра имени Ленинского комсомола.

С началом войны из Москвы он не уехал. Этот период Плятт описал в своих мемуарах «Без эпилога»: трудности и постоянные бомбежки. Однажды, попав в бомбежку, чудом уцелел от разорвавшегося рядом снаряда, но получил травму ноги на всю жизнь. Постепенно оставшиеся в Москве актеры разных театров сплотились и создали Московский театр драмы (ныне Московский академический театр имени Владимира Маяковского). В нем ставили пьесы Константина Симонова. В этих военных фронтовых пьесах Ростислав Плятт впервые проявил себя как актер психологической игры, патриотизма. С 1943 года Плятт перешел снова в Театр имени Моссовета, где прослужил до конца своих дней.

Первый крупный успех на сцене имела роль Фон Ранкена, сыгранная в 1938 году на Ростовской сцене (спектакль «Дни нашей жизни» Леонида Андреева). Эта роль обнаружила склонность актера к углубленному, психологически тонкому раскрытию характера. До этой роли Плятт был признанным комедийным актером, создававшим образы с острым внешним рисунком и ярко подчеркнутой характерностью.

В кинематографе актер начал свою работу с 1939 года. Первая роль холостяка в фильме «Подкидыш». Популярность Плятта была основана не только на ряде сценических и экранных работ, но и на человеческих качествах артиста, ставшего воплощением интеллигентности.

Ростислав Плятт был дважды женат, обе его супруги из творческой среды. Первая жена Нина Бутова играла в Театре имени Моссовета. Она умерла в 1978 году. После ее смерти актер снова женился. Его избранницей стала преподаватель ГИТИСа и диктор Всесоюзного радио Людмила Маратова. Детей у Плятта не было.

Умер 30 июня 1989 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Главная Ресурсы Обратная связь

© 2024 Фаина Раневская.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.