Клавдия Васильевна Пугачева (1906—1996)

С актрисой Клавдией Пугачевой Фаина Раневская познакомилась в послевоенные годы, они вместе работали в Театре драмы. В Театре драмы Фаина Георгиевна делила с Пугачевой гримерную, да и на гастролях они часто селились в одном номере. Хотя многие говорят о трудном характере Раневской, Пугачева писала: «Я получила много радости от общения с Раневской... Фаина интересовалась литературой, поэзией, музыкой... Любила писать масляными красками пейзажи и натюрморты, как она их называла "натур и морды"... Она любила говорить образно, иногда весьма озорные вещи, высказывала их с большим аппетитом и смелостью, и в ее устах это звучало как-то естественно». О пристрастии Раневской к непарламентским выражениям говорят многие мемуаристы. Едва ли интеллигентной Клавдии Васильевне подобные словесные пируэты были по вкусу, но она, впрочем, как и многие, для Раневской делала исключение.

В пьесе Штейна «Закон чести» ей пришлось играть с Раневской одну роль Нины Ивановны, жены профессора Лосева (главного героя в спектакле). Поклонникам Фаины Георгиевны эта роль чем-то напомнила тапершу из фильма «Александр Пархоменко», но это было чисто внешнее сходство. Позже Пугачева вспоминала: «Ее первый выход сразу же пленял публику, она выходила, садилась за пианино, брала один аккорд и под его звучание поворачивала лицо в зал. У нее было такое выражение лица с закатанными кверху глазами, что публика начинала смеяться и аплодировать. Она брала второй аккорд и с бесконечно усталым выражением опять поворачивалась к залу — смех нарастал. Дальше уже играть было легко, так как зрители были в ее власти». Раневской вынуждены были подобрать дублера, так как она надолго заболела, а откладывать спектакль, который готовился на выдвижение Сталинской премии, было нельзя, так что роль «профессорши» предложили Пугачевой. Разумеется, больше всего Клавдия Васильевна пыталась не повторить Раневскую в игре. Она сшила себе узкую юбку, модную в то время. Уже после первых шагов на сцене Пугачевой публика восторженно зааплодировала. О ее игре в этой роли вскоре заговорили зрители, да и сам Охлопков воспринял Пугачеву в этой роли так, что решил, чтобы она и Раневская играли ее по очереди.

Реакция Раневской не заставила себя долго ждать: «Чертовка, что ты там придумала, что на твой выход тебе устроили овацию?» Узнав о «проделках» Пугачевой, Раневская сшила и себе узкую юбку. Последовал провал: едва она села за пианино, как под ней рухнул стул. И не только. Вот что рассказала мне об этом случае Елизавета Моисеевна: «Когда Раневская поднялась, зрители, сидевшие в первых рядах, встали и дружно зааплодировали. Оказалось, ее юбка разошлась по швам».

И еще о дуэте Раневская — Пугачева. Во время гастролей их поселяли в один номер. Деньги у них были общие, но Раневская каждый раз прятала их и конечно же забывала куда. Искать деньги приходилось Пугачевой, за что Раневская прозвала ее «Шерлоком Холмсом».

Биография

Клавдия Васильевна Пугачева — советская актриса, известная по фильму 1937 года Остров сокровищ. Родилась 18 марта 1906 года в семье псаломщика Мариинской придворной церкви г. Павловска Василия Васильевича Пугачева и его жены Анастасии Алексеевны (в девичестве Борисовой). Родители умерли в 1917 году. Клавдию с братом Андреем и сестрами Евфросинией и Еленой определили в сиротский приют в Петрограде. Из детского дома Клавдию приняли в Детскую художественную студию имени З.И. Лилиной, а затем в Детскую театральную студию при Петроградском (Ленинградском) ТЮЗе, которую она окончила в 1924 году.

Детское прозвище Клавдии — Капля, Капа — стало затем ее сценическим псевдонимом, с которым она неоднократно выступала на эстраде и в дружеском кругу, в многочисленных актерских «капустниках». В 1924—1934 г.г. работала в Ленинградском ТЮЗе под руководством А. Брянцева. Актриса Московского театра Сатиры(1934—1941) и Московского театра имени Владимира Маяковского (1941—1973). Является автором книги воспоминаний «Прекрасные черты» о деятелях культуры 20—40-х годов.

Капитолина Васильевна была замужем за Шестопалом Виктором Михайловичем (1907—1981) — инженером-литейщиком, профессором, доктором технических наук. Сын — Шестопал Алексей Викторович (1944 г. р.) — доктор философских наук, профессор. Внук — Шестопал Виктор Алексеевич (1975 г. р.) — пианист, лауреат международных конкурсов.

Умерла от инфаркта 8 апреля 1996 года в Москве. Похоронена на Кунцевском кладбище.

Главная Ресурсы Обратная связь

© 2024 Фаина Раневская.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.