Центральный театр Красной Армии

Весной 1933 года Раневская оставила сцену Камерного театра и перешла в Центральный театр Красной Армии. Уход ее был вызван тем, что после снятия с репертуара «Патетической сонаты» она не получила больше в Камерном театре ни одной роли. В Центральном театре Красной Армии (ЦТКА) судьба свела Фаину Георгиевну с Юрием Александровичем Завадским. Свела ненадолго. Их многолетняя совместная работа еще впереди. В феврале 1936 года Всесоюзный комитет по делам искусств (был такой орган, руководивший всеми искусствами сразу) принял решение о переводе из Москвы в Ростов коллектива, которым руководил Юрий Завадский. Вместе с Завадским в Ростов отправились многие известные артисты: Вера Марецкая, Николай Мордвинов, Ростислав Плятт. Была среди них и Павла Вульф.

Фаина Раневская осталась в Москве. В Театре Красной армии она работала до 1939 года. За это время она сыграла мать в пьесе «Чужой ребенок» по произведению В.В. Шкваркина, сваху Глафиру Фирсовну в пьесе А.Н. Островского «Последняя жертва», Оксану в пьесе А.Е. Корнейчука «Гибель эскадры» и главную роль в пьесе М. Горького «Васса Железнова». Роль Вассы Железновой стала одной из самых заметных в ее театральной карьере.

Современное название театра: Центральный академический театр Российской армии.

История театра

Днем рождения театра Красной Армии принято считать 6 февраля 1930 года — в этот день в Москве было показано первое представление «К.В.Ж.Д.», посвященное событиям на границе с Китаем. Этим начался десятилетний период сложной жизни выездного театра, работавшего в воинских частях и городах от Ленинграда до Дальнего Востока и выпустившего за это время тридцать восемь премьер.

23 февраля 1934 года, к пятилетнему юбилею театра Красной Армии, по итогам конкурса на лучший проект здания для театра, была принят проект архитекторов Каро Алабяна и Василия Симбирцева. Огромная пятиконечная звезда — здание театра Красной Армии — является памятником не только театральной архитектуры. Это памятник эпохи тяжелых испытаний и великого энтузиазма. Строили его с 1934 по 1940 год.

В оформлении театра принимали участие лучшие художники-монументалисты: фрески акустического потолка расписывал Лев Бруни, железобетонный занавес-портал был сделан по эскизам замечательного графика Владимира Фаворского его сыновьями Никитой и Иваном. Плафоны над буфетами в амфитеатре создали Александр Дейнека и Илья Фейнберг. Живописные панно Павла Соколова-Скаля и Александра Герасимова украсили парадные мраморные лестницы. По специальным заказам была изготовлена мебель, плафоны и люстры.

Механика сцены, спроектированная инженером Иваном Мальциным, по наши дни работает практически без ремонта — вращаются два огромных круга, а двенадцать подъемных платформ могут превратить планшет сцены из стадиона в горный пейзаж, помогая театральным художникам осуществлять все мыслимые и немыслимые замыслы сценографического оформления спектаклей.

14 сентября 1940 года новое здание театра открылось спектаклем «Полководец Суворов» И. Бахтерева и А. Разумовского — в Большом зале. Через две недели на Малой сцене зрители увидели «Мещан» Максима Горького. С тех пор эти сцены преподнесли зрителям более трехсот премьер и около сорока пяти тысяч спектаклей.

«...Есть Родина, которую мы любим, и вне которой не видим своей судьбы. И как защищать эту Родину, и какие люди ее защищают — во многом зависит от нас. Как мы, мы — театр, их воспитываем, такими они и будут». Эти строки из книги народного артиста СССР главного режиссера Театра Красной Армии А.Д. Попова как нельзя лучше помогают понять позицию ведущих режиссеров и руководителей нашего театра, воспитавших несколько поколений замечательных российских актеров, среди которых Александр Хохлов, Петр Константинов, Любовь Добржанская, Даниил Сагал, Андрей Попов, Нина Сазонова, Борис Ситко, Андрей Петров.

Руководя театром Армии с 1935 по 1958 год, Алексей Дмитриевич Попов построил его как художественно-самобытный организм, определив творческое кредо и программу. Его страсть к гармонии, к созданию художественной целостности спектакля, его умение располагать в пространстве, поражавшем воображение, народные сцены, где вспыхивали человеческие судьбы, его простота, интеллигентность, глубокая человеческая порядочность, все это на многие годы определило уровень Центрального Академического театра Российской Армии. Поставленные им спектакли — «Полководец Суворов», «Давным-давно», «Флаг адмирала», «Сталинградцы», «Фронт», «Степь широкая», стали классикой в истории русского театрального искусства.

Художественную эстафету от отца принял его сын — народный артист СССР Андрей Алексеевич Попов, замечательный артист, режиссер и педагог, возглавлявший театр с 1963 по 1973 год.

Главными режиссерами театра в разные годы были Ю. Завадский, А. Дунаев, Р. Горяев, Ю. Еремин, Л. Хейфец, главными художниками — Н. Шифрин, П. Белов, И. Сумбаташвили.

Здесь ставились и имели успех такие замечательные спектакли, как «Учитель танцев», «Океан», «Святая-святых» и «Барабанщица», «Смерть Иоанна Грозного» и «Павел I», «Мандат» и «Деревья умирают стоя», «Много шума из ничего» и «Севастопольский марш», многие другие пьесы — классические и современные. Чехов, Достоевский и Островский, так и Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, Бальзак, Брехт, Драйзер, Эдуарде де Филиппо не сходили с репертуарных афиш Большой и Малой сцен.

Сегодня наряду с признанными мастерами сцены Владимиром Зельдиным, Людмилой Чурсиной и Александром Петровым, в нашем театре служат артисты разных поколений, хорошо известные и в кино, и на телевидении. Достаточно назвать имена Алины Покровской, Ларисы Голубкиной, Ольги Богдановой, Валерия Абрамова, Александра Дика, Леона Кукуляна, Юрия Комиссарова...

Театр Армии, всегда славившийся преемственностью поколений, в наше время может гордиться яркой, талантливой молодежью, которая сегодня творит театр ХXI века. В настоящее время режиссура и артисты театра Армии — главный режиссер ЦАТРА, народный артист России Борис Морозов, народный артист России режиссер-постановщик Александр Бурдонский и представитель новой генерации режиссеров заслуженный артист России Андрей Бадулин, — продолжая великие традиции прошлого, создают будущее главного армейского театра страны.

Адрес: г. Москва, Суворовская площадь, д. 2.

Главная Новости Обратная связь Ресурсы

© 2017 Фаина Раневская.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.